История
Горный
улус образован в 1931 году, территория
улуса занимает
45,6 тыс кв. км., население составляет
11880 человек.
Улусный центр – с. Бердигестях, с
населением 6645 чел. Первая
школа в улусе была открыта в 1898 году. Это
была церковно-приходская школа в
Одунинском наслеге. Как показывают
архивные документы, в ней в первый год
учились 7 учащихся. Учителем работал
Митрофан Попов, окончивший в г. Якутске
духовное училище, имеющий свидетельство
“народный учитель”. В то время из 7000
человек взрослого населения читать-писать
умели только около 100, не было ни одного
образовательного
учреждения, не было больниц, дороги
были непроходимы, связи не было Но была
вера в светлое будущее и огромное
стремление к просвещению. Повсеместно
начали открываться школы. В 1921 г в
местечке Бердигестях была открыта
советская школа первой ступени.
Бескорыстную помощь, поддержку
оказывали при этом
более просвещенные, богатые слои
населения.
Например, в селе Бор Мытахского
наслега начальная школа была открыта в
доме Федота Филиппова, затем из местечка
Харыйалаах и Айан урэх перевезли 3 дома
богатеев
Степановых и переоборудовали под
школу. К просвещению тянулся весь народ.
Повсюду работал ликбез. Развитие образования в улусе имеет богатую историю. Школа всегда находилась в центре внимания общества, ибо в ней проходит подготовку к жизни подрастающее поколение. Педагогические коллективы вправе гордиться выпускниками своих школ. Среди них – первый из якутов доктор филологических наук Лука Никифорович Харитонов, народный поэт Якутии, лауреат премии имени Горького Семен Петрович Данилов, народный писатель Софрон Петрович Данилов, академики Афанасий Осипов, Василий Филиппов, Егор Чемезов, заслуженный деятель науки Иннокентий Кычкин, поэты Савва Тарасов, Григорий Данилов, писатель Петр Аввакумов, известные руководящие кадры республики, заслуженные работники народного хозяйства, такие как лауреат Государственной премии СССР Дмитрий Яковлев, трижды кавалер Ордена Трудовой Славы Раиса Андреева, доктора и кандидаты наук, заслуженные артисты республики Мария Варламова, Раиса Захарова, Николай Жирков, мастера спорта международного класса братья Контоевы.
В развитии общеобразовательных школ
были разные периоды.. В 30-ые годы работа
была направлена на реализацию реформы “Всеобщее
обязательное начальное обучение детей
8-11 лет”. Особое внимание уделялось
изучению математики, родного и русского
языков. Осуществление всеобщего
обязательного обучения детей в школе
подготовило почву для перехода к
семилетнему всеобучу. Развитие
экономики и культуры, науки и техники
требовало значительного повышения
качества знаний учащихся. Для
реализации основной задачи реформы 1966
года была проведена большая работа по
созданию новых программ, учебников,
методических пособий. В школах было
введено политехническое образование. В
эти годы в Бердигестяхской средней
школе работал народный учитель СССР
Михаил Андреевич Алексеев. Им были
организованы кружки по электротехнике,
трактороведению и автоделу, что
послужило основой подготовки
технических кадров улуса. Так
же уделялось большое внимание развитию
туризма и краеведения, в школах были
созданы краеведческие музеи. В
70-80-ые годы осуществлен переход школ
на новое
содержание обучения. Созданы
методические советы творчески
работающих учителей. Опорные школы и
детские сады стали центрами
методической работы. К
этому времени был осуществлен переход
на кабинетную систему обучения, что
действительно явилось прорывом в
развитии материальной базы сельских
школ,
использовании технических средств
обучения, политехнизации содержания
образования. В
80-90-ые годы идеи оптимизации учебно-воспитательного
процесса академика Ю.П.Бабанского легли
в основу содержания деятельности почти
всех школ. В
последние годы в республике
забота о подрастающем поколении
воздвигнута в ранг государственной
политики.
Постоянный интерес руководства
республики к проблеме выявления и
обучения одаренных и талантливых детей
объясняется пониманием факта, что
именно эта категория детей определяет
будущее республики, страны, а задача
общества состоит в своевременном их
выявлении и создании им всех условий для
раскрытия и использования своих
способностей. Благодаря проведению
такой целенаправленной деятельности
открываются в республике учебные
заведения новых типов: гимназии,
колледжи, лицеи, авторские школы. В
1994 году в Горном улусе
была открыта Бердигестяхская школа
3-ей ступени, явившая собой начало
инновационного движения в улусе для
обучения детей с высокой мотивацией,
стремлением к интеллектуальному
развитию. А
в 1997 году она была реорганизована
в улусную гимназию. I.
Встал
вопрос: какой должна быть современная
гимназия? Необходимо было осмыслить
различные стороны гимназической
деятельности, правильно понять цели и
задачи, прогнозировать дальнейшее
развитие. В настоящее время часто можно
встретить такие современные
образовательные учреждения, где
изменяются только названия школы, а
содержание, методы преподавания и
воспитания остаются прежними. Обратимся
к современному энциклопедическому
словарю: «Гимназия - от гимнасиев.
Средняя общеобразовательная школа в
дореволюционной России и некоторых
зарубежных странах. Стали открываться
впервые в Германии с16 века.».
Внимательно изучив суть гимназии и
гимназического образования, пришли к
выводу, что нельзя автоматически
переместить систему образования одной
эпохи в другую. Стало ясно, чем она будет
отличаться от подобных учреждений
прошлых лет: техническим, методическим
оснащением и т .п. Но должна остаться
суть – гуманитарное образование
личности. «Дух гимназии» – это прежде
всего общая культура, культ знаний,
культ интеллекта, культ духовности,
целеустремленность, ответственность. Глобальной
целью образования является
всестороннее развитие человека, что
основывается на современной концепции
человека. Таким образом миссию гимназии
можно представить
в виде короткого утверждения: -
дать
учащимся возможность полностью развить
свой интеллектуальный, физический и
духовный потенциал; -
подготовить
к тому, чтобы учащиеся были
самостоятельными и ответственными за
свою судьбу, к осознанному выбору
профессии; -
адаптировать
технологию обучения к индивидуальным
особенностям, стилям
и потребностям учеников, что даст
возможность самореализации в быстро
меняющейся социальной среде. Культура,
нравственность, знание, интеллект,
творчество составляют базисные
ценности нашей гимназии. Вся
деятельность гимназии должна быть
направлена на создание учебно-воспитательной
системы
гуманистического типа, главная цель
которой – максимальное развитие
личности ученика и подготовка к
самореализации в жизни с опорой на
следующие ценностные
ориентиры: здоровье (физическое и
психологическое), семья, Родина,
культура. Здоровье ребенка невозможно
отделить от среды его первоначального
пребывания – от семьи, вот почему забота
о семье, семейном микроклимате,
гармонических отношениях семьи и школы
являются одним из решающих критериев
развития гимназии. Семья – самая
близкая ребенку часть широкого
социального окружения, часть его
Отечества, Родины, переданной каждому по
праву рождения. Мы видим особую миссию в
том, чтобы воспитывать патриотизм,
чувство любви к земле своих предков и
ответственности за судьбу
родной Республики, России,
уважительное отношение к истории своего
народа и других народов. Последняя
ценность, но не последняя по значимости
– культура. Мы убеждены, что познание
общечеловеческой культуры происходит
через интериоризацию национальной
культуры. В понятие культуры входит
и интеллектуальная культура, в
основе которой общечеловеческие
понятия об умственной культуре. Бердигестяхская
улусная гимназия прошла этап
становления, педколлектив ставит на
каждом этапе новые, более высокие цели.
Мы рассматриваем нашу гимназию как
полноводную реку с речушками, которая
впадает в океан жизни. Наши дети плывут
на корабликах с парусами, наполненными
объемными знаниями, которые становятся
основой для высообразованной,
эрудированной, творческой, свободной
личности с широким мировоззрением,
высокой адаптивностью, уважающая
традиции своего и других народов,
обладающая высшими человеческими
ценностями. Для того чтобы наш выпускник
обладал всеми этими качествами, учебно-воспитательный
процесс должен находиться в гармонии с
реальным развитием личности,
осуществляемым с учетом всех условий
социальной и природной среды. Реальная
цель образования в гимназии как
целенаправленного процесса заключается
в том, чтобы гимназист овладел
интеллектуальной базовой культурой
личности, а также имел максимальную
возможность интеллектуального и
всестороннего культурного саморазвития.
Творческая личность, прежде всего «творит»
заново себя, создает новые отношения,
новые ценности, умеет сама себя
развивать. II.
Первым
директором гимназии, ее основателем
является Сергеева Клавдия Георгиевна,
проложившая путь к созданию гимназии и
основавшая ее материально –
техническую базу, работающая нынче
заместителем главы администрации улуса.
Решив возглавить гимназию, Клавдия
Георгиевна начала работу с формирования
коллектива единомышленников. Она
построила свою работу в рамках подхода,
в соответствии с которым
функционирование любой системы зависит
от качества человеческих
взаимоотношений и подбирала команду по
этим критериям. При выборе учителя на
первое место ставила его
профессионализм, общую культуру. Ее
кредо: школа лишь тогда очаг воспитания
и обучения, когда она стала для ребенка
очагом радостной, интересной жизни,
зовущей его к знаниям, науке. Главное
в жизни гимназии – дружеское единение
коллектива, высокий педагогический
стиль и жизнеутверждающий тон, что
способствует созданию оптимальных
условий для самовыражения,
самоутверждения и самоуважения
учащихся и учителей. Преемником
Клавдии Георгиевны стала учитель физики
Агеева Любовь Прокопьевна, единодушно
избранная коллективом гимназии. Со
дня открытия творческий коллектив
Бердигестяхской улусной гимназии
находится в постоянном поиске наиболее
оптимальной модели педагогического
обеспечения
развития индивидуально-творческой
личности в условиях сельской местности.
Опирается на разработку проблем
управления развитием образовательных
учреждений М.М.Поташника, Т.И.Шамовой,
внедрении технологии
концентрированного обучения,
разработанной научными сотрудниками
НИИ ССО г.Казани. За
11 лет работы сформировался и утвердился
замечательный коллектив талантливых
учителей, которые стремятся сделать
каждый шаг ребенка творческим
самоутверждением, на их уроках
создаются оптимальные условия для
самовыражения детей. Главным критерием
оценки урока для них является уровень
развития личностных свойств,
качественное приращение мировоззрения,
устойчивость познавательных интересов,
владение способами познания, развитие
навыков самообразования и самоконтроля. III.
Сегодня
быть педагогически грамотным
специалистом нельзя без изучения всего
обширного арсенала образовательных
педагогических технологий. Знание
различных педагогических технологий
нужно для того, чтобы иметь возможность
выбора той из них, которая наиболее
полно отвечает педагогической
концепции, образу мыслей, уровню
мастерства. Используемые в нашей
гимназии педагогические технологии (технология
концентрированного обучения,
модульного обучения, метод проектов,
элементы коллективного способа
обучения, укрупнения дидактических
единиц, интегральная технология.),
решают задачу максимального
стимулирования мыслительных процессов
у учащихся, формирования навыков
рефлексии, самостоятельной поисковой
деятельности. Педколлектив
гимназии придерживается выработанной
педагогической аксиомы:
знания важны, но основная задача в том,
чтобы создать условия для оптимального
развития творческой индивидуальности.
Весь воспитательный процесс подчинен
главной задаче нашей работы –
максимальному развитию каждого ребенка,
сохранению его неповторимости,
раскрытию его потенциальных талантов и
созданию условий для нормального
духовного и физического
совершенствования. С этой целью в
гимназии во внеурочное время работают 11
спецкурсов, 8 факультативов, 16 студий,
руководителями которых являются
талантливые, преданные своему делу люди.
Словом создается такая творческая
обстановка, когда проявляются и
работают все способности, таланты,
интересы педагогов и учащихся. В
программе развития гимназии в качестве
основного направления выделяются: Ø
усиление
мировоззренческой стороны знаний,
которые способны выполнить
регулятивную функцию в деятельности и
поведении человека, превращая знания в
убеждения; Ø усиление
развивающего начала в обучении;
выстраивание индивидуальных
образовательных траекторий
старшеклассников. Работают
две кафедры: гуманитарных
и естественно-математических
предметов. Основными направлениями
поисков кафедр являются: -
создание
модели универсального гимназического
образования в условиях сельской
местности; -
создание
модели индивидуализированного обучения; -
внедрение
метода проектов, интеграции знаний; -
внедрение
передовых технологий – личностно-ориентированного,
модульного обучения, интегральной
технологии. -
формирование
навыков исследовательской работы. Основной
целью работы на кафедрах ставится
формирование учителя-творца. Истинный
учитель современной школы – это еще и
педагог-исследователь, свободный от
догм и стереотипов, но вместе с тем
понимающий, что материал для его
исследований – живые дети, которые
могут пострадать от его неудач; это
исследователь, кропотливо изучающий
особенности разнообразной
педагогической деятельности в
различных учебно-воспитательных
ситуациях. Свидетельством
роста мастерства педагогов, высокого
качества образования в гимназии
являются успехи учащихся в улусных,
региональных, республиканских
олимпиадах и конкурсах: Учащиеся
гимназии успешно выступают на
республиканских олимпиадах по физике,
географии, русскому языку и литературе.
Победители и призеры республиканской
олимпиады : ·
Физика-
Габышев Толя - II
место
( 2004 г.); ·
География
– Савина Нина - I
место
( 2000 г.), III
место
( 2001г, 2002 г.), Хихлун Алеша - II
место
( 2000 г.), Степанова Люда - II
место
( 2002г.), Егорова Яна - I
место
( 2004 г.); ·
Русский
язык – Петрова Аня - II
место
( 1996 г.), Павлова Вероника - III
место
( 1998г.), Сидорова Эльвира - III
место
( 2000 г.), II
место
( 2001 г.), Константинова Надя - III
место
( 2001 г.), Румянцева Сардана - I
место
( 2003 г.), II
место
( 2004г.); ·
Русская
литература – Тимофеева Надя - I
место
( 1996 г.), Харитонова Лена – III
место
( 1997 г.), Сидорова Эльвира - III
место
( 1998 г.), Румянцева Сардана - II
место
( 2004 г.). Мы
гордимся учащимися гимназии,
защищавшими честь республики на
Всероссийских олимпиадах- Тимофеевой
Надеждой ( русская литература), Савиной
Ниной, Егоровой Яной ( география),
Румянцевой Сарданой ( русский язык). Одним
из основных показателей результатов
работы гимназии является 100% поступление
выпускников в ВУЗ в 2000-2005 годах. Все
выпускники получают качественную
основу для дальнейшего продолжения
учебы, становятся отличниками
в университете по таким
специальностям как медицина, химия,
биология, английский язык, физика,
прикладная математика, мировая
экономика, менеджмент, компьютерные
технологии. Среди
первых выпускников, успешно окончивших
ВУЗы, есть
математики, физики, инженеры,
учителя английского, русского языка,
финансисты, экономисты. Двое медалистов
– Надя Тимофеева, Зиляра Кириллина,-
начали свою трудовую деятельность в
родной школе учителями английского
языка; трое - окончившие физический
факультет ЯГУ, работают в гранильном
заводе «Туймада-Даймонд» в с
Бердигестях. IV.
Педагогический
коллектив гимназии считает сохранение
здоровья учащихся одной из
первостепенных задач. Систематически
проводится работа по привитию и
развитию навыков здорового образа жизни
и формированию основ профилактического
мышления у учащихся. Гимназисты с
удовольствием занимаются в спортивных
секциях, активно участвуют во всех
соревнованиях в школе и улусе.
Традицией стали ежегодные массовые
соревнования между учащимися,
родителями и учителями, где каждый
участник получает заряд бодрости,
энергию. Такие соревнования наглядно
пропагандируют здоровый образ жизни. В
комплексной спартакиаде между школами в
улусе гимназисты по всем видам занимают
призовые места. В 2000 году команда нашей
гимназии заняла III
место в республиканском туристическом
слете. Гимназия
гордится своими лучшими спортсменами:
Колей Кириллиным, Герой Герасимовым -чемпионами
улуса по шашкам,
Ромой Романовым-призером по
шахматам, Сашей Михайловым -
победителем улусной олимпиады по
физической культуре и др. Увлечение
спортом в школьные годы подтолкнуло
выпускников гимназии Володю Тарасова и
Васю Сергеева выбрать профессию учителя
физкультуры. V.
В
2001 году гимназия стала опорной школой-центром
методической работы Министерства
образования. Для школ улуса гимназия
является пропагандистом
распространения новых технологий в
обучении: проведены авторские курсы для
учителей якутского языка и литературы
по теме «О5о айар дьо5урун сайыннарыы
ньымалара», по математике «Методы
решения задач с параметрами», «Метод
проектов на уроках математики», по химии
«Технология модульного обучения», по
русской литературе «Проведение
литературных балов в школе», по
проблемам интегрированного курса «Естествознание
в 5 классе» и по распространению
наработок по эксперименту «Создание
модели индивидуализированного обучения».
На этих курсах занимались учителя со
всех школ улуса. Опыт
работы учителей распространяется через
публикации
в журнале «Народное образование
Якутии», в компьютерной верстке в
гимназии и выступления на конференциях
и семинарах. Через
газету
«Улэ кууьэ» работает заочная школа
для учащихся улуса по математике, физике
и химии, которую ведут учителя гимназии. По
заявке общеобразовательных школ улуса
оказывается постоянная помощь в
виде консультаций по предметам. Для
выпускников школ улуса учителя гимназии
проводят консультации по подготовке к
поступлению в Вузы по всем предметам во
время каникул и штабе «Абитуриент»
летом. С
2002-2003 учебного года начинает работу
научно-практическая лаборатория на базе
эксперимента гимназии, разрабатывающая
технологию индивидуализированного
обучения. По данной теме разработана
программа республиканских проблемных
курсов для руководителей школ и их
заместителей. VI.
Научным руководителем гимназии
является Неустроев Николай Дмитриевич,
доктор педагогических наук, профессор
Педагогического института Якутского
госуниверситета. Гимназия
постоянно поддерживает связь с
республиканским обществом «Дьо5ур»,
созданным для работы с одаренными
детьми. Осуществляется обучение в
заочных физико-математических школах «Дьо5ур»
и Московского физико-технического
института.
Для учащихся 5-9 классов работает
летний интеллектуальный лагерь. Гимназия
работает в тесной связи с кафедрами
методики преподавания математики,
физики, географии, биологии, химии,
английского языка факультетов ЯГУ, с
Институтом биологии АН РС(Я). В
1995 г. создано научное общество учащихся (НОУ).
Основной целью создания общества
является приобщение учащихся к научно-исследовательской
работе, развитие навыков
самостоятельного поиска знаний, умения
ориентироваться в потоке информации. А
выход в глобальную сеть Интернет открыл
для них неограниченные возможности.
Всего за последние 6 лет сделано более 300
выступлений с докладами. Ежегодно
проводятся школьные научные чтения
учащихся в честь нашего земляка, первого
доктора наук, Луки Никифоровича
Харитонова. С 1998 года на базе гимназии
проводится улусная научно-практическая
конференция школьников. Число
участников с каждым годом растет, и
качество работ учащихся улучшается. На
республиканских конференциях
школьников «Шаг в будущее» 20 участников
стали дипломантами и лауреатами. Работы
дипломантов: Саши Васильева «Очиститель
выхлопных газов», Коли Попова «Аналогии
в планиметрии и стереометрии», Жени
Макарова «Выбор упаковочного материала
для продуктов питания методом
спектрального анализа» и др. вызвали
большой интерес членов жюри и
участников конференции.
Ученик 11 класса Миша Петров, дважды
ставший лауреатом конференции «Шаг в
будущее», в 1999 году занял II
место
на Региональном Форуме молодых ученых,
выступив с докладом «Исследование
качества воды методом биотестирования
на дафниях». Для
подготовки к формированию
исследовательских качеств в гимназии
третий год ведется внедрение метода
проектов в 5-8 классах : -
надпредметные
проекты – 1999-2000г; -
межпредметные
проекты – 2000-2001г; -
внутрипредметные
проекты – 2001-2002 г. Применение
метода проектов дает возможность
научиться самостоятельно добывать и
применять полученные знания, быстро
адаптироваться в новой ситуации,
самостоятельно и ответственно
принимать решения,
работать в коллективе. Это отказ от
авторитарности в обучении и поощрение
личной инициативы учащихся в учебной
работе. Умение
вести учеников по пути познания,
открытия истины требует от учителя,
чтобы он сам был исследователем,
мыслителем, теоретиком. Учителя
гимназии занимаются экспериментально-исследовательской
работой
на трех уровнях: -коллективный
эксперимент -
по теме «Модель универсального
гимназического образования в сельских
условиях»; -групповой
– по теме «Создание модели
индивидуализированного обучения»; -
исследования учителей по
индивидуальным темам. Двое
молодых учителей: учитель информатики
Винокурова Екатерина Спиридоновна,
физики Кузьмин Александр Сергеевич -
успешно защитили кандидатские
диссертации в Московском университете
общего среднего образования при РАО в
рамках президентской программы РС(Я) «Сто
аспирантов». В
2001-2002 учебном году гимназия включена в
Сеть президентских школ, что окажет
огромную помощь в дальнейшем развитии
гимназии. Коллективом ведется
каждодневная работа по продолжению
начатого дела и выходу на новый уровень
в достижении цели обучения, воспитания,
формирования творческого потенциала
личности ученика. Учителя гимназии
в содружестве с коллективом
учащихся и родителей работают с полной
отдачей сил. Администрация школы
поддерживает их во всех начинаниях,
оказывает помощь в творческом поиске,
обеспечивает повышение квалификации. В результативности работы гимназии большую моральную и материальную помощь оказывает Попечительский совет школы, руководителем которого является Сергеева Клавдия Георгиевна. Попечительским советом проведена немалая работа по укреплению материально-технической базы гимназии, организации летнего отдыха и оздоровления детей. Население села Бердигестях, активно участвуя в движении «2000 добрых дел», для гимназии построило спортивный зал. Так же помощь оказывают родители, ветераны труда, спонсоры – частные предприниматели, те кто по-настоящему думает о завтрашнем дне и не только словом, но и делом помогает взрастить семена нашего будущего. |